Для свободного общения

День рождения Михаила Евгеньевича Березина

kvantun 22-11-2009 15:59

С опозданием на день но раз никто не написал то придется мне .
Вспомним конструктора авиационного оружия Михаила Евгеньевича Березина .
Родился 21 ноября 1906 г. в д. Гончарка Кирилловского у. Вологодской губ. в крестьянской семье. С девяти лет начал трудовую деятельность, работая батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником. В 1926 г. поступил на рабфак при Ленинградском политехническом институте, затем в Ленинградский военно-механический институт, после окончания которого в 1934 г. работал на Тульском оружейном заводе сменным мастером, затем инженером-конструктором. В 1935 г. перешел в конструкторское бюро, где разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, на базе которого им был создан в дальнейшем универсальный пулемет (УБ-12,7) с разновидностями турельного, крыльевого и синхронного.
Боеприпасы к 12,7 мм авиапулеметам разработали Н.М.Елизаров и А.П.Забегин. В комплект боеприпасов вошли пули специальных назначений: бронебойно - трассирующая Б-32, бронебойно-зажигательная-трассирующая БЗТ и зажигательно-разрывная МДЗ-3.
Изначально разработан в 1940 году как БС - Березина синхронизированный. Этот прототип положил начало серии тяжелых пулеметов: УБ - универсальный Березина; УБС - универсальный Березина синхронизированный; УБК - универсальный Березина крыльевой; УБТ- универсальный Березина турельный.
22 апреля 1941 года пулемет УБ-12,7 был принят на вооружение и началось его серийное производство на тульском заводе. В течении 1942 года на Ижевском машиностроительном заводе было также освоено его серийное изготовление. Это было особенно важно в связи с частичной эвакуацией тульского завода.
Любопытно, что по фамилии этого конструктора в то время не знали даже в Управлении вооружения ГУ ВВС КА, поэтому в некоторых документах наименование пулемета писали так - 12,7-мм пулемет "Березина", полагая, что оно выбрано по имени реки.
В годы Великой Отечественной Березин работал также над созданием авиационных пушек. В это время в Советском Союзе велись интенсивные работы по проектированию более совершенных образцов авиационного пулеметно-пушечного вооружения. Стремясь создать более эффективное оружие, чем штатная 20-мм авиационная пушка ШВАК, Березин вместе с группой конструкторов в 1943 году разрабатывает на базе универсального пулемета УБ-12,7 новую авиационную пушку под 20-мм патрон от пушки ШВАК. Система питания и автоматика оружия претерпели некоторые изменения, вызванные иной конструкцией патрона с фланцевой гильзой. Перезаряжание осуществлялось или сжатым воздухом (пневмоперезаряжание), или же вручную, механически. Масса пушки составляла всего 25 кг. Темп стрельбы для синхронного варианта 600 выстр/мин, для турельного и крыльевого - 800 выстр/мин.
Новая 20-мм авиационная пушка, принятая на вооружение в 1944 году под индексом Б-20, сохранив столь же высокие боевые качества, как и у пушки ШВАК, оказалось вдвое легче, что дало возможность использовать ее как для подвижных установок с дистанционым управлением, так и для встроенных неподвижных стрелковых установок. Советская авиация на заключительном этапе войны получила одну из наиболее эффективных и мощных в своем классе систем авиационного оружия.

из воспоминаний Л.Л.Селякова.
"Я стоял близко, подошел к нему и спокойно спросил: "А в чем дело? Что нужно делать или сделать конкретно для самолета Пе-2?" Он внимательно посмотрел на меня, мы отошли в сторону и он мне говорит:
- Понимаете, в чем дело. На "Пешке" никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом "ШКАС". "Мессер" подходит почти в плотную, у него бронестекло, лупим в него почти в упор из "ШКАСа". Видели как он улыбается: Сволочи! Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно из верхней полусферы тебя расстреливает: Нужен миниму пулемет Березина 12,7 калибра". На этом разговор закончился.
Я в этот день остался на заводе, собрал ребят П.Чугунова, А.Архипова и говорю им: "Ребята, мы должны установить у верхнего стрелка "Пешки" пулемет Березина".
До этого момента, кроме Андрея Архипова, мастера-оружейника, никто из нас серьезно оружием не занимался. Ребята согласились.
10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали опытную установку, которую можно было на фронте просто установить на самолете взамен старой установки под "ШКАС". Установка была сделана. Общий вид установки "ФТ" был мной подписан 28 февраля 1942 г. Надо было ее отстрелять в тире. Взяли пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. Тир был расположен на аэродроме, напротив сборочного цеха.
Мы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питания, без сна, давали о себе знать. В тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую окрестили "ФТ" (фронт требует). Я зарядил пулемет, не представляя, что это будет за стрельба. Никогда я не стрелял из крупнокалиберного пулемета. Расставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и нажал на спусковой крючок. Дальнейшее произошло совершенно мгновенно и по всем законам механики. Я понял, что пулемет мне не удержать. Я стал падать на спину, судорожно хватаясь за пулемет и, есстественно, сжимая курок спуска пулемета. Падая на спину со стреляющим пулеметом, я видел, как трассирующие пули описывали в небе дугу. Комплект был боевой: трассирующая для контроля, бронебойная и зажигательная. Мгновенно я понял: еще немного и я расстреляю сборочный цех. Собрав всю свою волю в падении, я отпустил курок и пулемет, замолчав, грохнулся на меня. Как бы то ни было, а установка "ФТ" жила, действовала и это было главное, а что я оказался слабаком и не удержал стреляющий пулемет, это сущие пустяки.
Установку закрепили, отстреляли нужное количество боекомплектов и сдали в серию.
Пришли первые, хорошие вести с фронта, письма с благодарностями в адрес завода и категорическими требованиями о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Первые боевые испытания были 5 мая 1942 г. под Керчью. Заводские установки "ФТ" испытывал 30-й бомбардировочный полк под командованием полковника Николаева. Их появление было полной неожиданностью для немцев. Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они как и прежде, заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка.
Несколько установок "ФТ" открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю.
Не поняв, что случилось, другие "мессеры" шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты.
Это была победа нового оружия."

Но не только в воздухе стреляли пулеметы Березина, во время обороны Тулы их устанавливали на станки а так же в качестве зенитных - на установке, размещавшейся на автомашине ГАЗ

Пользуясь данными о произведенных самолетах из статьи А.С.Яковлева "50 лет советского самолетостроения" (М.Наука 1968) можно установить, что в ходе войны для оснащения боевых самолетов изготовлено:
авиапулеметов УБ-12,7 - 45 тыс. ;
авиапушек Б-20 - 32 тыс. ;

За успешные труды по созданию стрелково-пушечного вооружения для Военно-воздушных сил Березину дважды присуждалась Государственная премия СССР (в 1941 и в 1946 гг.), он награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, медалью <За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.>.
Умер М.Е.Березин 23 августа 1950г. в Туле.


Его дело продолжил сын Сергей Михайлович Березин .
После окончания Тульского политехнического института в 1960 году С. М. Березин пришел работать в КБП. За двадцать лет прошел все ступени карьерной лестницы. В 1980 году возглавил отделение перспективных разработок, технико-экономических исследований и прогнозирования. Он внес значительный вклад в разработку принципиально новой системы высокоточного оружия для объектов бронетанковой техники как вновь создаваемых, так и выпущенных ранее. Под его руководством проведена модернизация танка Т-62 с использованием элементов системы управления огнем БМП-3, позволившая не только оснастить этот танк управляемым вооружением, но и достигнуть по точности стрельбы неуправляемым вооружением танка Т-72. В частности, была предложена простая система управления выстрелом по лучу, решение проблемы с дымом. Далее для Т-72 и Т-80 в КБ приборостроения была сделана система "Рефлекс".
Руководил разработкой вооружения БМП-3 и БМД-4 , разрабатывал 100-мм снаряд "Вишня" и боевой модуль "Бахча" .
Сергей Михайлович Березин умер в декабре 2005г.

click for enlarge 300 X 400 14,9 Kb picture
Михаил Евгеньевич Березин
320 x 240
Мемориальная доска в Туле на доме где жил М.Е.Березин
click for enlarge 430 X 264 30,3 Kb picture
Сборка пулеметов УБ на конвейере
140 x 186
Конструктор Сергей Михайлович Березин сын М.Е.Березина
130 x 202
Боевой модуль "Бахча"
click for enlarge 800 X 530  84,4 Kb picture
click for enlarge 800 X 541 125,3 Kb picture
click for enlarge 403 X 257  17,8 Kb picture
click for enlarge 200 X 296  20,5 Kb picture
click for enlarge 640 X 221  35,8 Kb picture
click for enlarge 329 X 403  25,8 Kb picture
click for enlarge 400 X 694  40,2 Kb picture
click for enlarge 333 X 288  14,4 Kb picture
click for enlarge 700 X 241  81,1 Kb picture
click for enlarge 774 X 587  50,5 Kb picture
click for enlarge 602 X 750  22,8 Kb picture
click for enlarge 490 X 700  20,5 Kb picture

edit log

Nikofar 22-11-2009 16:29

kvantun, спасибо за напоминание.
Немного дополню Ваш пост:
quote:
Originally posted by kvantun:

для оснащения боевых самолетов изготовлено:
авиапулеметов УБ-12,7 - 45 тыс. ;



По данным, приведеным в статье ниже, за годы войны всего было выпущено почти в три раза больше пулемётов УБ-12,7.
-------
В 1937 г. М. Е. Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре - декабре 1938 г. синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 г. еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный) постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа действовал от специальной боевой пружины. К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя; выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики; требовали устранения причины появления некоторых задержек.

Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы в целях ликвидации этих недостатков и создания универсального пулемета для применения его в основных огневых точках всех пулеметов, М.Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) в трех вариантах в зависимости от места установки - турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения.

В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. В связи с невозможностью использовать пневматическую перезарядку на турельном пулемете (УБТ) из-за габаритов кабины, конструктор Г.И. Никитин разработал для него рукоятку перезаряжания рычажного типа.

В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на 9-километровой высоте при +\-48 оС, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании.

Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом - 21,14 кг, турельном - 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700-800 выстр. /мин, крыльевом и турельном 800-1050 выстр. /мин. Боекомплект и баллистика одинаковы с 12,7-мм пулеметом ШВАК.

С 7 января по 22 февраля 1941 г. пулемет Березина успешно проходил войсковые испытания.

22 апреля 1941 г. универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. 12,7-мм пулемет УБ поспел вовремя, ибо начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям.

Производство пулеметов УБ велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.

В 1941 г. было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1943 г. - 43690, в 1944 г. - 38340, в 1945 г. - 42952.

Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153БС, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Кормовой пулемет Березина был установлен на бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15.

Турельный пулемет Березина был установлен на бомбардировщиках СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4 и Пе-8.

М. Е. Березин дважды был лауреатом Сталинской премии (в 1941 и в 1946 гг.). Кроме того, награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени и медалью <За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.>.

Скончался 23 августа 1950 в Туле.
--------
http://avia.biz.ua/content/view/1175/113/

тима 23-11-2009 23:02

Будем помнить конструкторов Березиных!
Очень правильная тема, спасибо за напоминание.
угрюмый 24-11-2009 04:20

почему не писали даже целую главу новикова привели в пример из военных мемуаров
http://militera.lib.ru/memo/russian/novikov_vn/06.html

https://forum.guns.ru/forummessage/15/511928-33.html