Самара

Название города Самара?


ПММ 17-01-2010 23:59
да точно мало исследовали этот вопрос, а может много.. на украине есть речка Самарка, да вообще забиваешь в поисковик Самара и много чего находиться..))вспомним, что раньше территория входила в состав булгарии, а до этого видимо и хазарское царство.. а там много было религий, в том числе и иудейская.. а вот гора на той стороне р волги, где обнаружили укрепление(древнее поселение не то амазонок или сарматок и их княгини Анны, тоже очень интерессно)Русло Волги менялось же,возможно даже был город Самар(не доказано)..в Оренбурге есть река называется Сакмара..
Krycek 18-01-2010 02:20
Слово явно тюркского происхождения, в ближайших местах есть географические объекты с корнем "Самар".

Самара: О происхождении названия города и реки

Чаще всего исконное имя нашего города - Самара - наши земляки в своем обиходе связывают с аналогичным названием впадающего в Волгу одного из ее основных притоков. Такое наглядное и как бы <лежащее на поверхности> толкование во многом верно; однако не все так просто. В качестве маленького примера можно привести хотя бы тот факт, что известное с 1367 года поселение Самар этимологически и исторически хоть и имеет непосредственное отношение к нашему городу, однако географически не совпадает с местоположением заложенной в 1586 году близ слияния рек Волги и Самары "крепостцы"...

Само название реки Самара хоть и очень древнее, но отнюдь не русского, славянского происхождения (впрочем, в российской топонимике такое встречается достаточно часто). Уже в 922 году нашей эры река под именем Самур упоминается в дорожных записках секретаря арабского посольства Ибн-Фадлана, чей караван переправлялся через нее на пути из Багдада к булгарскому царю Алму-шу. Неизвестно, так ли реку в то время называли заволжские аборигены-кочевники, но это была именно та река, которая на Средней Волге уже много столетий носит имя Самара. Впервые своим настоящим именем она названа в "Книге, глаголемой Большой чертеж", увидевшей свет в 1627 году. Однако еще в середине XVI века (а именно в 1562 году) на карте англичанина Дженкинсона река обозначена как Самар. Можно предположить, что несколько позже к этому названию как гидрониму женского рода было сделано приращение литеры "а", и река получила свое современное имя.

Специалисты по топонимике утверждают, что каждое название имеет свое место, обусловленное своим топонимическим адресом, содержание которого сложилось в конкретных условиях природы и человеческой деятельности. Например, от реки с современным именем Самара на юго-восток уходят заволжские степи, переходящие далее в безводные закаспийские пустыни и земли Азии. Если обратиться к восточным текстам древних библейских сказаний, то там можно увидеть ясную связь азиатских земель с Заволжским регионом, и собственно именем реки Самара. По согласованным суждениям христианских богословов известно, что библейский Ной отдал их одному из своих сыновей - Саму (в старославянской транскрипции - Симове). Кстати, еще в XIX веке известный казахский ученый Ч.Ч. Валиханов писал, что именно на Волге Сам встретил свою смерть. По библейским же сказаниям, обширные владения этого сына Ноя простирались от волжских и самарских берегов на юго-восток, включая и страны Азии. Эта номинативная действительность встречается на этом пространстве весьма нередко - как и топоним "Сам" в составе сложных или самостоятельных собственных имен. Его проявление исторически глубокое, устойчивое и по времени исчисляется десятками веков.

Имя Самара имеет прямое отношение, скажем, к насчитывающему более двух с половиной тысячелетий городу Самарканду, который, по преданию, основал правитель Шамар (Самар).

Несколько раньше в древнем библейском Израиле был город Самария. А еще в IX веке до нашей эры в Аббасидском государстве арабов Самаррой именовали его столицу, у руин которого в Ираке, на берегу Тигра, ныне расположен одноименный город. У современных арабов это наименование выражается в форме "сурра мин раа", что значит "обрадуется тот, кто увидит" (глагол "увидит" относится к существительному "город").

Такой фонетической корреляции обязаны появлением на свет несколько интересных гипотез о происхождении имени реки Самары и названия нашего города. Одна из них объясняет это тем, что в далеком прошлом из Средней Азии через песчаные степи Сама (Шама) к берегам Волги ходили караваны купцов. Их нелегкая дорога к современной реке Самаре тянулась по безводным и знойным степям Заволжья. В конце дороги путников встречали появляющиеся как оазис большая вода двух рек и обильная зелень лесов, что доставляло людям огромную радость - ту самую, что заключена в выражении "сурра мин раа". Отсюда якобы и пошло название реки. В настоящее время большинство ученых считают, что эта версия научно мало обоснована, хотя в ней верно подмечена связь названия реки с природно-климатическими особенностями края. По другой версии, в основе названия Самары лежат имя родоначальника арабов, "свидетеля" Всемирного потопа, сына праведного библейского Ноя - Сама (или Сима) и место его владений (базис такой легенды приведен чуть выше). Однако эта гипотеза также расходится с общепринятым взглядом на происхождение топонимических названий. Наконец, надо упомянуть и очень распространенную теорию о том, что имя реке Самаре дали древние русские купцы, которые, заплывая в этот левый приток Волги (известной у египтян и греков как Ра), замечали, что он в месте впадения так же полноводен, как "сама Ра". Но и тут кроется ошибка: ведь Волга утратила такое свое заимствованное название примерно в IV-V веке нашей эры. Следовательно, оно не могло быть известно русским купцам хотя бы потому, что в указанное время русского народа еще не существовало.

Истинные корни названия реки Самары следует искать в развитии языков как местных народов, издавна населявших Поволжье, так и в языках восточной группы. А основой служит то самое слово-основа "Сам" ("Шам"), которое встречается не только в названиях географических объектов или именах собственных - те же Самарканд, Самар, Самарра и Самария, но и в соответствующих этим местам климатических явлениях. К примеру, у арабов сухой жаркий ветер пустынь - самум; шамсином (хамсином) у египтян также называется жаркий ветер, в Сирии словом "шам" обозначают пустыню, у венгров прилагательные "пустынный", "засушливый" имеют корень "семар", а степные чабаны значатся как "самодо"; и даже в китайском языке пустыни обозначаются двумя иероглифами, произносимыми как "ша-мо". Таким образом, корень "сам", или "шам", является составной частью слов и топонимических названий, смысл которых отражает климатическо-природные явления в жизни и труде людей знойно-ветреных пустынь, засушливых степей и пастбищ. Например, в северо-западной части Казахстана (зоне древних караванных дорог и обширных пастбищ) существует целый ареал географических имен с таким корнем: город Сам, пески Сам, озеро Сам, город Самеке, урочище Сам, поселок Шамак, Камыш-Самарские озера, река Камыш-Самара (правый приток Урала), а также полная наша тезка - казахстанская река Самара. К этому ареалу закономерно тяготеет и Самара, левый приток Волги. Следует упомянуть и аналогичный по природно-климатическим условиям район левого притока Днепра, который также носит имя Самара.

В приведенных примерах нетрудно заметить неизменное наличие корня "сам" в тех географических областях, где мало рек и осадков, но солнечно, знойно и нередки губительные суховеи. Географические объекты и их топонимы как бы связывают заволжские степи с азиатскими пустынями и схожими в климатическом отношении областями. И в русском языке значение топонима "сам" может быть однозначно отражено словами "знойная степь". Но как быть со второй частью такого сложного и интересного топонимического явления, как Самар (Самара), - корнем "ар"? Эта форма также входит в словарь народов Востока, Средней Азии и Европы со значением "река". В частности, у венгров, чьи предки до IX века кочевали за Волгой от рек Большой и Малый Узень до Самарской Луки, слово "ар" и по сию пору означает "поток", "река". Из всего этого следует, что семантика топонима Самар, или в более позднем варианте Самара, означает "река знойных степей" или просто "степная река".

Примерно так из общей исторической картины мифов, преданий, легенд и действительных фактов, законов топонимики вырисовываются основа и путь появления на свет имени Самара - реки, а затем и города. В середине XIV века на берегах близ слияния двух больших рек стояли, видимо, и первые избы первых, ныне безвестных поселенцев Самарского урочища. Разрозненные, вросшие в землю избы и землянки, вбитые близ берегов сваи пристаней и причалов - все это вместе взятое и носило имя Самар.

Игорь Никольский


Krycek 18-01-2010 02:21
Сколько лет Самаре?

По признанию историков, точная дата, а уж тем более день основания Самары неизвестны. Согласно официальной, устоявшейся точке зрения, Самаре 419 лет - по указу Фёдора Ивановича в 1586 году решено было основать крепость Самара (переименована в город в 1689 году).

Между тем, Самара намного древнее этой даты, и чтобы добавить ей пару веков, самарцам не надо "искать монетку", как это делали власти Казани для тысячелетнего юбилея: известно, что населенный пункт (пристань, поселение, городок) с названием Самара существовал на данном месте и ранее - по крайней мере за два века до указа Федора Иоанновича. И первоначально планировалось построить крепость именно на месте поселения Самар, но изучение князем Засекиным местности показало, что наиболее удачным для военных и сторожевых задач будет место чуть выше по течению (в современной Самаре эти оба места сошлись). В этом случае Самаре не 419, а по крайней мере - 638-644 года.

Если считать от общепринятой мировой практики "первого упоминания" населенного пункта, так как одноименное поселение - Самар, или Самарский городок - впервые упоминается в русских летописях еще в XIV веке (1361 год) и известно по карте Волги венецианских купцов Франческо и Доминико Пицигано от 1367 года, а также отмечено на карте итальянского космографа Фра Мауро в 1459 году.

Возникает вопрос: почему тогда Самара ведет свою историю от крепости Самара, а не от одноименного и тоже находящегося на территории современного города поселения? Ответ, очевидно, кроется в политической конъюнктуре того времени, когда впервые была установлена система исторических координат Самары, а именно: при принятии решения городским головой Петром Алабиным о праздновании 300-летия Самары в 1886 году. На "портолане" братьев Пицигано Самарская лука и поселение Самар указаны как Loters F. ("лотерс фуро") - "особо разбойное место". Таким образом, не исключено, что наш благочестивый город ведет свою историю от разбойничьего (возможно, казачьего) городка Самара, существовавшего здесь в XIV-XV веках и промышлявшего грабежами волжских караванов. По другой версии, основателями поселения, находящегося на территории средневекового государства Волжская Булгария (а позже - Золотой Орды), жили даже не казаки и беглые русские, а либо булгары, либо татары (нагайцы). Во всяком случае на карте братьев Пицигано в одном ряду с поселением Самар легко прочесть названия и других поселений, в частности Болгар - столицы Волжской Булгарии). Что же касается Фра Мауро, на его карте Волга и вовсе названа Edil, то есть Итиль.

В любом случае выбор Петра Алабина, когда он озадачился в 80-е годы позапрошлого века вопросом: "Сколько лет Самаре?", был невелик: либо вести историю города от "казаков-разбойников", либо от нехристей-булгар и татаро-монголов. Алабин был первым самарским градоначальником, который интересовался историей края, и он, конечно, знал о существовании итальянских карт - о них Алабин даже упоминает в своей книге "25- летие Самары как губернского города". Но мог ли он считать их важнее царева указа? Некоторой попыткой углубления местной исторической памяти за 1586 год можно считать только популярную легенду о посещении в августе 1357 года места будущего нашего города святителем Алексием, считающегося с тех пор небесным покровителем Самары. Согласно легенде, по дороге в Орду (или обратно) святитель остановился у проживающего где-то здесь отшельника и предрек на этом месте основание города, в котором "просияет благочестие, и который никогда разрушен не будет". Возможно, пророчество святого относилось к уже существующему в то время здесь поселению (во всяком случае итальянские карты его фиксируют уже через 10 лет, а русские летописи - через 4 года). Однако, несмотря на уникальную возможность вести отсчет истории Самары с посещения ее митрополитом Алексием, Алабин ею не воспользовался. Хотя шансы на то, чтобы определить "доисторическую Самару" как русское христианское поселение, имелись. Так, историкам известна выдержка из письма некоего купца Кузьмы Петрова, который в конце XV века, то есть по крайней мере за сто лет до "основания" Самары, в своих путевых заметках писал о ней: "...На берегу стояли люди при оружии и делали нам знаки, пытаясь пристать. Это мы и сделали. Люди были боярской службы, а не татары, как мы думали... Стены были бревенчатые, внутри часовня. Людей в ней было до ста..." Известен и так называемый "старый чертеж 1497 года", составленный академиком Б.А.Рыбаковым.

Легко убедиться, что по указу Федора Иоанновича в 1586 г. Самара строилась не вновь, а только восстанавливались. "Того же году великий государь и великий князь Фёдор Иванович всея Руси: приказывает боярину своему и слуге и конюшему Борису Фёдоровичу Годунову да дьяку ближнему своему Андрею Щелканову городы ставить на Поле и в сивере и к Астрахани, которыя за много лет запустеша от безбожных агорян и от междуусобныя брани: Елецких князей вотчина Ливны, Койса, Оскол, Валуйка, Белгария, Самара, Кромы, Монастырёв и иныя многия польския и северская". В тексте явно сказано - "запустеша", т.е. эти города, в том числе и Самара, уже существовали "много лет", но "запустели". Так в чем же дело? Так почему 419, а не 644?

Очевидно, дело не столько в том, что между крепостью, построенной Федором Иоанновичем, и историческим поселением Самар было расстояние в 20 верст, а в том, что Петру Владимировичу, только ставшему в 1885 году городским головой, очень нужно было событие, которое обратило бы на город (и, конечно, на его главу) августейшее внимание и поспособствовало бы его политической карьере. Таким событием стало трехсотлетие указа Федора Иоанновича, приходящееся на 1886 год. При этом, правда, два века самарской истории оказывались за скобками - но разве может быть история в Диком Поле, еще не вошедшем в состав России? Алабин провел колоссальную пропагандистскую кампанию по случаю обнаружившегося юбилея, способствующую росту интереса к прошлому Самары. Добился он и политических целей - внимания императора Александра Ш, милостиво издавшего специальное соизволение на празднование 300-летия города в 1886 году.

Самарская городская дума во главе с Алабиным связала и день города с правящей династией, решив установить для этого торжества такой день, который почему-либо был бы особенно памятен и любезен городу Самаре", а именно 29 августа (11 сентября по новому стилю) - день посещения города Александром II, заложившим Кафедральный собор, и день тезоименитства самого Александра III. На что также получили монаршее соизволение. Торжества по случаю внезапно обнаруженного юбилея вышли ил славу, став одним из наиболее заметных событий в дореволюционной истории города: были и именитые делегации, и фейерверки, и телеграмма Его Императорскому Величеству, и многое другое. Мог ли Алабин не воспользоваться таким случаем ? Сложилось все - и искреннее желание Алабина-краеведа прославить Самару, и желание выдвинуть самого себя, и точное попадание в струю официальной идеологии и взглядов на государственную историю.

Но создав данную систему исторических координат, Алабин не только подарил современникам праздник 300-летия (а нам 420-летие) города, сделав все те замечательные вещи, что упомянуты выше, но и надолго "закрыл" тему Самары XIV-XV веков, сократив историю города по крайней мере на два века. Удивительно, но и в советские годы, и теперь об этом периоде почти не вспоминали: за все время существования самарской археологии никто ни разу не провел ни каких раскопок на "особо разбойном месте", отмеченном братьями Пиццигано под именем Samar. Экспедиции самарских археологов и сейчас бороздят бескрайние степные просторы от Волгограда до Казани, копая поселения "ямников", сарматов, "срубников", "именьковцев", булгар и почти не интересуясь тем, что у них под носом - территорией самого города, если не считать нескольких неолитических стоянок в городских оврагах, раскопанных еще в 60-е годы. Никто не хочет поднимать со дна Волги и памятник Александру II, утопленный большевиками в районе первого причала, искать в подвалах старого города свезенный туда вестовой колокол 1613 года и т.д. Нет и вовсе простого и очевидного решения - вернуть исторической части города прежние названия улиц, восстановить историческую топонимику, освободив город от имен вроде Венцека, Желябова, Гая и целой плеяды сомнительных "героев" гражданской войны - хотя бы потому, что и гражданских войнах героев не бывает. Между тем в 2007 году исполнится 650 лет пророчеству митрополита Алексия и - сразу за этим - первого упоминания Самары, и если взгляд на основание города не изменится, придется Самаре ждать еще лет 50, пока, может быть, в дело вновь не вмешается политика и новому Алабину не придет в голову, что 700-летпий юбилей города в 2057 году - лучший повод напомнить о себе тогдашним августейшим особам. А может, не быть Иванами, не помнящими родства, и восстановить историческую правду, пусть даже она сделает основателями Самары не царских стрельцов, а вольных казаков и разбойников, коих, может быть, и наставлял на путь истинный святитель Алексий?

М.Федоров

(По материалам статьи М.Матвеева "Куда делись два века самарской истории?" в газете "Самарские известия").

***

Дата основания Самары

Завершилось первое заседание рабочей группы по установлению даты основания Самары. Результаты работы прокомментировал доктор исторических наук, главный библиограф информационно-библиографического отдела Самарской областной универсальной научной библиотеки Александр Никифорович Завальный.

- Каковы результаты работы рабочей группы?

- На заседании были представлены копии итальянских карт 14-15 веков, на которых было обозначено поселение Самара примерно на территории современного города. По нашему мнению, это заслуживает внимания. Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос об удлинении возраста Самары. Через Москву будет послан запрос к итальянским архивистам с тем, чтобы они прислали нам копию необходимой карты. Кроме того, есть данные археологических раскопок, подтверждающие наличие на территории современного города нескольких крупных поселений, в том числе, относящихся к 14 веку.

- Почему возраст Самары определяют по данным карт итальянских купцов?

- Дело в том, что итальянцы в 14-15 веках курировали торговлю южной части Золотой Орды, в которую входили и русские земли. Фактория - торговая точка итальянцев находилась на территории современного Саратова. С целью исследования речных и сухопутных путей и составлялись точнейшие карты.

- Насколько велики шансы того, что Самара действительно отпразднует свое 650-летие?

- Очень велики. Ведь датой основания Москвы считается время её первого упоминания в летописях. А у нас сейчас есть упоминание на 2 картах, к тому же итальянских. Достоверность итальянской географической науки того периода не подвергается особому сомнению. Теперь нужно получить копию этой карты. Далее, исходя из полученных данных, провести дополнительные археологические раскопки на территории города для того, чтобы уточнить, где могло быть это самое поселение Самара. Затем можно будет ставить вопрос перед Москвой об утверждении новой даты, и если вопросов не будет, то, надеюсь, новая дата будет утверждена.

- Сколько будет длиться эта работа?

- Несколько месяцев нужно будет на разыскание, еще пару месяцев на рассмотрение документов в столице. В течение ближайшего года-двух все должно утрястись. Я считаю, что веские факты налицо, и в 2017 году город сможет отпраздновать большой юбилей.

(По материалам газеты "Курьер", 17 октября 2006 года).


Fahrenheit 21-01-2010 21:41
quote:

На "портолане" братьев Пицигано Самарская лука и поселение Самар указаны как Loters F. ("лотерс фуро") - "особо разбойное место". Таким образом, не исключено, что наш благочестивый город ведет свою историю от разбойничьего (возможно, казачьего) городка Самара, существовавшего здесь в XIV-XV веках и промышлявшего грабежами волжских караванов.

"На берегу стояли люди при оружии и делали нам знаки, пытаясь пристать. Это мы и сделали. Люди были боярской службы, а не татары, как мы думали... Стены были бревенчатые, внутри часовня. Людей в ней было до ста..."


Похоже, самарская фракция guns.ru имеет богатую историю...


finikaf 22-01-2010 12:49
quote:
Originally posted by Fahrenheit:

самарская фракция guns.ru



Судя по тексту, скорее самарских гопников!
Fahrenheit 22-01-2010 19:07
quote:
Originally posted by Fahrenheit:

"На берегу стояли люди при оружии... Люди были боярской службы, а не татары, как мы думали."

Боярской, в данном контексте - государевой. И ключевое слово - "службы".
Я так понимаю, тогда и "гопники", и "самооборонщики" были. История повторяется.

edit log


Krycek 22-01-2010 21:59
quote:
Originally posted by Fahrenheit:

Боярской, в данном контексте - государевой. И ключевое слово - "службы".
Я так понимаю, тогда и "гопники", и "самооборонщики" были. История повторяется.


А также "оборотни в погонах"