Латвия

Рижская Старообрядческая Гребенщиковческая община.

beehunter 23-06-2016 21:19

Коренные русские в Латвии в основном староверы. У многих жизнь была связана с Рижской Старообряческой Гребенщикоческой общиной. В том числе и автора этих строк. Когда где либо и что либо встречается о нашей моленной всегда стараюсь ознакомиться.
658 x 578
beehunter 23-06-2016 21:21

В начале сентября прошлого года Рижская старообрядческая община торжественно отметила 255-летие своего храма. За эти годы прихожанам пришлось проделать нелегкий, тернистый путь. Хранящиеся в архивах документы канцелярии рижского генерал-губернатора позволяют восстановить картину давно минувших дней.

Начало начал

К началу XIX столетия в Риге было три старообрядческие моленные. Главенствующее положение занимала моленная, сегодня всем известная как Гребенщиковская. За последние несколько столетий Даугава постоянно 'уходит' все левее и левее, если смотреть по течению. И если сегодня Гребенщиковскую моленную от Даугавы отделяет немалое расстояние, то в начале XIX века она находилась практически на самом берегу. По своему месторасположению она и получила свое первоначальное название - Московская моленная на берегу Двины.

Годом ее основания считается 1760-й, однако в документах генерал-губернатора, составленных в начале ХIХ века, проходит указание на 1770 год. Судя по всему, уже в конце ХIХ века точная датировка основания казалась невозможной. В 'Справочной книжке Лифляндской губернии за 1860 год' по Гребенщиковской моленной, в отличие от списка других учреждений, в графе 'Дата утверждения и кто утвердил' никаких данных нет.

Моленная была основана и освящена Федором Никифоровичем Саманским в честь Успения Богородицы в здании деревянного сарая, принадлежавшего купцу первой гильдии Савве Дьяконову. Затем это владение находилось в руках купца второй гильдии Гаврилы Алексеева Панина. У него 15 ноября 1793 года Рижская старообрядческая община - или, как тогда говорили, общество - выкупила помещение моленной за 2000 рублей серебром.

Следует иметь в виду, что при Екатерине II в России из-за финансовых проблем были введены бумажные деньги. Очень быстро доверие к ним упало, и в стране чуть ли не официально утвердилось два курса: если покупатель готов был платить серебром - одна цена, если же ассигнациями - то в несколько раз дороже.

В камне

Что такое 2000 рублей серебром в среднем по России конца XVIII века? Обычная цена крепостного крестьянина, не наделенного какими-нибудь особыми умениями, - 80 рублей. Годовое жалованье чиновника 14-го класса, самого низшего в империи по Табели о рангах, составляло 30 рублей. Фунт хлеба - в пределах трех-пяти копеек. Около двух копеек стоил десяток яиц. Столько же фунт (410 г) говядины. Дойную корову можно было приобрести за три рубля, а ведро (12 литров) хлебного вина - за 7 рублей. Обед в трактире или ресторации без излишеств (в виде поющих хоров и редких вин) мог колебаться от 15 копеек до 2 рублей.

После того как здание стало собственностью Рижского староверческого общества, оно было перестроено и с 1798 года существовало как кирпичное, хотя каменные дома на форштадтах строить было запрещено: в военное время при приближении неприятеля форштадты надлежало сжигать.

Каменное здание моленной имело 12 саженей в длину и 8 в ширину. Учитывая, что сажень, имевшая хождение в ХIХ веке, равнялась 2,1336 метра, получается примерно 25 метров на 17. Во время последующей перестройки, проводившейся в 1802 году, было добавлено в длину еще 13 саженей, а в 1814-м - еще 15. После перестроек 1802 и 1814 годов она представляла собой трехэтажное каменное здание 40 саженей в длину и 8 в ширину.

При этом необходимо учитывать, что по всей Российской империи в это время старообрядцам было запрещено строить моленные дома. Делалось это в рамках общегосударственной политики 'борьбы с расколом'. Александр I, либерально настроенный в самом начале своего правления, после Наполеоновских войн стал тяготиться своим прежним либерализмом. В отношении старообрядцев дело до открытых гонений не доходило, но тем не менее начали практиковаться различные стеснения. Запрет на строительство старообрядческих моленных должен был, по мысли высшего руководства страны, привести к запустению старообрядческих храмов и невольной 'эмиграции' староверов в храмы грекоправославные. А там и воссоединение церкви в единое целое недалеко. Так казалось.

Рижские старообрядцы обошли эти запреты, ссылаясь при этом на императорское разрешение строить староверам свои храмы, изданное 27 октября 1800 года. Однако в этом документе четко говорилось о том, что разрешение было направлено не на всех староверов, а только на тех, кто переходил в единоверие. Собственно, только эту категорию старообрядцев в официальных документах империи официально называли старообрядцами. Для обозначения остальных в те годы использовался термин 'раскольники', так что двусмысленного понимания вышеупомянутое разрешение не допускало.

Несмотря на запреты, перестройки старообрядческих моленных проходили по всей империи. Понадобилось продублировать более раннее монаршее распоряжение, а чтобы устранить всякую возможность различных толкований, снабдить его более подробным разъяснением. В результате 'начальникам губерний' был разослан циркуляр МВД от 30 сентября 1822 года, утвержденный 26 марта 1823 года.

Интересно отметить, что на утверждение циркуляра понадобилось полгода. Очевидно, не так легко оно далось. Данным циркуляром 'раскольникам' (термин документа) не дозволялось строить ничего хоть сколько-нибудь напоминающего церковь, а существующие церкви запрещалось перестраивать. Мотивировалось это тем, что по всей империи при перестройке старообрядцы 'едва не удваивают свои церкви'.

Исполнение циркуляра МВД заметно буксовало в масштабах всей империи. Иначе трудно объяснить, почему Николаю I, унаследовавшему трон своего брата в декабре 1825 года, понадобилось 26 марта 1826 года вновь запрещать старообрядцам строительство храмов. Через полгода законодательство было ужесточено: 15 сентября 1826 года Сенат издал указ, запрещавший старообрядцам возводить любые новые общественные постройки, а не только храмы, как ранее.

Вероятно, эти распоряжения постигла судьба предыдущих. Потому как в мае 1830 года вышло личное распоряжение императора, где говорилось: ':старые пусть существуют, пока смогут стоять без перестройки, новых же не строить'.

И один в поле воин

Тем временем в Прибалтике меняется генерал-губернатор. Маркиза Паулуччи, правление которого принято считать либеральным вообще и по отношению к старообрядцам в частности, сменил барон Пален.

В 1837 году состоялась передача Новой моленной под единоверческий храм, а в 1843-м из-за ветхого состояния (ремонт ведь запрещен) была закрыта Панинская моленная, и, таким образом, в городе у старообрядцев остался только один моленный дом - Гребенщиковский, как его стали называть по распоряжению властей.

Алексей Петрович Гребенщиков был рижским купцом 2-й гильдии. В этом статусе он отмечается в ряде документов с 1789 года. На рубеже веков он был одним из наиболее активных жертвователей в пользу рижской общины. Он предоставил в распоряжение общины 'Московской моленной на берегу Двины' принадлежавшую ему усадьбу Гризенберг (нынешний Гризинькалнс). В 1853 году на постоянном жительстве на Гребенщиковской даче, известной также как имение Гризенберг, находились 7 мужчин и 4 женщины. Они разводили домашний скот и занимались овощеводством, снабжая общину необходимыми припасами.

Если в начале XIX века рижский генерал-губернатор своей подписью под уставом Рижской старообрядческой общины узаконил ее существование, то после него власти старались если и не полностью запретить, то хотя бы сделать вид, что ее не существует. Поэтому рижским староверам было предложено именовать свою общину не по имени храма в честь Успения Богородицы, а по купцу-жертвователю. Так религиозная община на бумагах превращалась в благотворительную.

Следует заметить, что старообрядческие моленные выполняли функции не только молитвенных домов. При них были обустроены богадельни.

В 30-е годы XIX века при моленной постоянно жили, кроме двух наставников, одного учителя и 18 певчих, 43 мальчика и 28 девочек - в сиротском доме, 74 мужчины и 170 женщин - в богадельне, 22 мужчины и 48 женщин - в больнице при общине.

В 1852 году в самой моленной жили восемь мужчин и одна женщина (наставники, певчие и другие служители), а в больнице были 141 душа женского пола и 64 мужского.

Как показали различные проверки со стороны госвластей, дело в этих благотворительных учреждениях было поставлено на высоком уровне.

В 60-е - 80-е годы XIX века каких-либо существенных изменений в жизни рижских староверов не происходило. Определенная либерализация политики правительства начинается после вступления на трон Александра III в 1981 году. Старообрядцы постепенно получали права, которые правительство отбирало у них в первой половине века. В том числе им было возвращено и право ремонтировать старые общественные строения, а также дана возможность строить новые.

Пользуясь этим, рижские старообрядцы начинают собирать средства на ремонт Гребенщиковской богадельни. К 1886 году на перестройку здания общими усилиями рижских старообрядцев было собрано 250 000 рублей. Начатые работы производили подрядчики Е. Федоров и К. С. Чернышев и плотницкий мастер Ф. В. Гонфе. Ремонт оказался в большей степени новостройкой, чем реконструкцией. К осени 1886 года работы были закончены, и если прежде здание занимало площадь в 3950 квадратных футов (1 фут - 0,3048 м), то после перестройки - 8040.

В октябре 1886 года наставники Гребенщиковского молитвенного дома Венедикт Прокофьевич Буров, Симеон Сидорович Попов и Анкиндин Климентьевич Подрядчиков совершили обряд освящения храма и богадельни. А в 1895 году на месте бывшей Красной горки было построено каменное здание Гребенщиковского училища и приюта.

Наступала новая эпоха.

Но лишь после 1905 года было получено разрешение властей воздвигать у староверческих храмов колокольни и купола.

Олег ПУХЛЯК.

http://vesti.lv

beehunter 24-07-2016 21:27

Староверы сильные люди.
quote:
Староверы научат военных выживать в тайге
vesti.ru

Латвия

Рижская Старообрядческая Гребенщиковческая община.